Конструктивно любой электродвигатель состоит из двух частей: статора и ротора. Первая из них неподвижна, а вот другая обязана все время быть в движении, иначе говоря, вращаться. Эти части полностью разделены между собой, но взаимодействуют посредством подшипников. Вот эту способность к вращению и нужно оценить при первом осмотре.
Прежде чем проверять вращение, полностью отключите устройство от подачи напряжения. Затем попытайтесь покрутить ротор руками. Дальнейшая проверка на вращение производится при отсоединенном приводе.
Причины ухудшения этого показателя могут быть такими:
Быстро оценить состояние подшипников можно пошатав ротор вручную или попробовать двигать его вдоль оси. Небольшой люфт допускается.
Если здесь все в порядке, то необходимо проверить исправность электромагнитных цепей. Кстати, если вы решите электродвигатели купить коллекторные, то нужно учитывать, что в них ток поступает через узел щеткодержателя. Поэтому он проверяется первым.
Щетки в двигателе поджимаются к пластинам усилием, создаваемым самими пластинами. Однако постепенно графит стирается, и сила прижатия пружины снижается, возрастает электрическое сопротивление, коллектор начинает искрить. В итоге усиливается износ медных пластин коллектора и щеток. Поэтому периодически проверяйте чистоту поверхностей в щеточном механизме, а также степень выработки щеток, состояние пружин, отсутствие искрения.
Обнаруженную грязь можно убрать мягкой ветошью, смочив ее в техническом спирте. Зазоры между пластинами прочищаются воронилами из твердых, но не смолистых пород деревьев. Щетки притираются мелкой наждачной бумагой. Если на пластинах коллектора появились дефекты, то уберите их механически и отполируйте до полной ликвидации всех неровностей.
Чтобы обнаружить повреждения изоляции в узлах электродвигателя применяется специальный прибор – мегомметр. Его подбирают по напряжению и выходной мощности проверяемого оборудования.
Перед проведением замеров подключите измерительные концы прибора к общей клемме выводов обмоток и заземляющему болту на корпусе. Если измерения показывают номинальные параметры, то все в порядке. Если нет, то все обмотки отсоединяются, и выполняется поиск мест повреждений визуально и методом измерений.
Изоляция теряет свои свойства по разным причинам. Это либо механические повреждения, либо влага в корпусе. Иногда хватает простой просушки агрегата, а бывает приходиться отыскивать места с задирами либо царапинами для исключения утечки тока.